Павел Николаевич Балакшин: Начинающий менеджер подобен кроту

В первом номере журнала «Профессия - директора» за 2015 год в рамках проекта«Советская школа управления»опубликовано интервью Павла Николаевича Балакшина - человека, который начал свой трудовой путь простым рабочим, а впоследствии - возглавил крупное предприятие, стал мэром города Архангельск, а затем и губернатором Архангельской области. Удивительная судьба этого управленца заставила нас спросить, какими же принципами он - безусловный лидер - руководствовался в своей деятельности.
В этом посте мы приведем лишь несколько цитат Павла Николаевича, в которых различимы напутствия тем, кто совершенствует свои управленческие навыки.

«Молодые менеджеры думают, что покорили все вершины - но это касается только теории. Когда перейдут к практике, сядут за стол принимать решения, скажут: «Как я мало знал!» Так есть, и так будет. Я сравниваю начинающего менеджера со слепым кротом. Он - трудяга, хочет все осилить, всего достичь, но не видит даже просвета. Так же и молодой специалист: он стремится делать много, думает, что он - герой, но именно поэтому способен в этот период натворить ошибок больше, чем за всю дальнейшую жизнь.
Я прошел все стадии: начал с обыкновенного бакенщика, потом работал слесарем, рулевым, ходил на пароходах, водил плоты. Затем - после службы в армии - снова пришел на комбинат слесарем, и там прошел все ступени: слесарь, помощник мастера, мастер, заместитель начальника цеха, начальник цеха, заместитель главного инженера, главный инженер, гендиректор, главный инженер главного управления министерства, мэр Архангельска, губернатор Архангельской области. Это большая практика. Ничего не пропустил, ни одной ступеньки, поэтому мой опыт и ценится».

Певел Николаевич считает профессионализм, честность и порядочность и любовь к людям главными чертами настоящего руководителя:

«Все три качества важны, но если третьего - любви к людям - не будет, то настоящий руководитель из него не получится. Он будет чиновником с большой буквы, но не руководителем. Он станет заботиться о своем положении, а на все остальное ему будет наплевать. Я таких людей в своей жизни встречал. Авария на производстве, а ему безразлично -закурил спокойно и пошел. Он думает: «Есть другие, пусть они и разбираются». Самое главное качество руководителя, конечно же, любовь к людям. Нужно любить людей, которые тебе доверяют - тогда все получится. И даже если допущены какие-то ошибки - народ простит, потому что понимает, что ты сделал их не со зла, не по глупости, а старался, но не вышло.

Когда я работал генеральным директором Архангельского ЦБК, было так заведено, что лес возили бревнами. Их - так называемые хлысты - принимали от лесобазы, и все там для этого было приспособлено. А Турдеевская лесобиржа была совсем рядом с Архангельским ЦБК. Я предложил им войти на правах цеха в состав ЦБК как налаженное производство. Так они всю жизнь могли бы спокойно работать. Я говорил: «Сегодня хлысты есть, а завтра не станет. Чем тогда будете заниматься?» Но взыграли амбиции - не согласились.

Руководитель должен быть профессионалом, он обязан был предвидеть, что через год-два его производство окажется никому не нужно. Но он не стал далеко заглядывать, и лесобиржа перестала работать. Сейчас вы не найдете даже признаков, что она там когда-то была. Все растащили, оборудование на металлолом сдали. Два года назад я ездил туда на машине, смотрел. Ничего не осталось. Вот что значит недальновидность руководителя. А Архангельский ЦБК стоит по сей день, и будет стоять».
Любовь к людям и внимание к деталям, вопреки распространенному убеждению, что в советские годы никто даже и не задумывался о стимулировании работников, во-многом и сказались на успешности многих начинаний Павла Николаевича.
«Я, например, приехал на Архангельский ЦБК и увидел, что на Архангельском и на Котласском комбинатах третья очередь одинаково оборудована. Но на Котласском план перевыполняют, а на Архангельском два года не выполняют, потому что у рабочих нет стимула. Нашли выход: нормы подняли и договорились, что сколько тонн работники сделают -столько и получат. С тех пор план стали выполнять.
Был у нас такой показатель как выполнение плана по поставкам. У предприятия - 420 потребителей продукции. Он должен всем поставить, и тогда получит большую премию. И если раньше комбинат не поднимался до этого уровня, то через полгода стал выполнять этот показатель».
Напомним, что с полным текстом этого большого интервью Павла Николаевича Балакшина Вы сможете ознакомиться в свежем номере журнала «Профессия - директор» или же на страницах будущей книги BI TO BE «Советская школа управления».
Фото: