Сбалансированная система показателей

sbalansirovannaya-sistema-pokazateley.jpg

Сбалансированная система показателей (ССП) (в английском варианте - Balanced Scorecard - BSC) - это мощный и успешный инструмент управления реализацией корпоративной стратегии.

Первоначально данная концепция была представлена Девидом Нортоном и Робертом Капланом в статье "Harvard Business Review" (HBR) в 1992г. ССП была признана HBR одной из наиболее влиятельных бизнес-идей за почти вековую историю журналов с 1925 года.
Как большинство хороших идей, ССП концептуально проста. Каплан и Нортон определяют 4 перспективы, охватывающие основные стратегические направления деятельности компании. Идея состоит в том, чтобы использовать эту модель как канву для разработки стратегических целей и критериев их достижения - показателей, их целевых значений и мероприятий по достижению целей.

Пионеры в использовании ССП обнаружили огромные преимущества от использования системы, когда провели причинно-следственные связи между четырьмя перспективами. Связи наглядно демонстрируют взаимозависимость показателей и тот факт, что эффективная деятельность в перспективах Внутренние процессы и Персонал, вероятно, приведет к достижению целей в перспективах Финансы и Клиенты.
Цели в перспективе Персонал поддерживают цели в перспективе Процессы, которые в свою очередь обеспечивают достижение целей в перспективе Клиенты. Достижение клиентских целей должно впоследствии привести к достижению целей по экономическому результату деятельности в перспективе Финансы. Такие логические связи - один из важных элементов современной ССП.

Недостаток четырехблочной модели без связей заключался в том, что компании могли выбирать несколько целей для каждой перспективы, не убедившись в том, что они согласуются. Это могло привести к отрывистому описанию стратегии и к разрозненной деятельности по ее реализации.