STEP-анализ

STEP-анализ помогает изучить «поведение» внешней среды только в том случае, если адекватно и объективно оценивать воздействие на организацию всех четырех факторов.

STEP является аббревиатурой названия следующих факторов:

  • Общественные (S-social) – например, демографическая ситуация, доходы населения, мобильность трудовых ресурсов и их миграция, стиль и уровень жизни, обычаи, культурные и образовательные нужды и т.д.
  • Технологические (T-technological) – например, развитие науки и техники, изобретения и патенты, изменения технологий, соответствие производственных ресурсов и средств.
  • Экономические (E-economical) – например, тенденции макроэкономических показателей национальной экономики, жизненный цикл предприятия и отрасли, макроэкономические показатели и их тренд, уровень безработицы, изменение стоимости ресурсов.
  • Политические (P-Political) – например, стабильность правительства, регионализм, регулирование внешней торговли, государственное регулирование предпринимательства, налоговая и антимонопольная политика, ограничение и лицензирование, экономические требования, защита от преступных посягательств криминалитета и т.д.

Иногда STEP-анализ еще называют PEST-анализом. Основные положения STEP-анализа:

  • Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все они тесным и сложным образом взаимосвязаны.
  • Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.
  • STEP-анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.

step-analiz_1.png

Анализ STEP-факторов обеспечивает ряд преимуществ:

  • Когда руководитель и его ближайшие сотрудники работают со STEP-факторами, они начинают не только говорить о внешнем окружении, но и думать о нем.
  • У людей воспитывается культура учета факторов внешнего окружения и появляется «видение» внешнего окружения.
  • Свободно передвигаясь от фактора к фактору, выстраивается целостная картина внешнего окружения.
  • Вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения.
  • Возникает устойчивая привычка размышлять над внешним окружением и не увлекаться внутренними проблемами.

При проведении STEP-анализа необходимо конкретизировать все социальные, технологические, экономические, политические факторы, влияющие на рынок и на развитие компании в нем.

step-analiz_2.png

В проведении STEP-анализа существуют некоторые этапы, которых необходимо придерживаться. А именно:

  1. Разработка перечня главных стратегических факторов, которые имеют высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.
  2. Оценка важности каждого события для данной компании путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.
  3. Оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию компании по 5-ти балльной шкале: «пять» – сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» – отсутствие воздействия, угрозы.
  4. Определение взвешенной оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия и подсчитывание суммарной взвешенной оценки для данной компании.

STEP-анализ вполне можно рассматривать как вариант системного анализа, т.к. факторы, которые относятся к перечисленным четырем аспектам обычно тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества, как системы.
STEP-анализ помогает изучить «поведение» внешней среды только в том случае, если адекватно и объективно оценивать воздействие на организацию всех четырех факторов.

Результаты STEP-анализа лучше всего оформлять в виде матричной таблицы или схемы.