Situational Judgement Test

Для эффективной оценки персонала необходимы стандартизированные методы. Одним из них является тест ситуационных суждений (Situational Judgement Test, или SJT) – инструмент для оценки компетенций.

SJT представляет собой набор заданий, каждое из которых состоит из описания проблемной ситуации и списка возможных действий. Ситуации могут быть представлены в различном виде: видеосюжеты, изображения, текстовые описания.

Situational.png

Задача тестируемого – выбрать из предложенных вариантов наиболее эффективный, по его мнению, способ действия.

Тесты ситуативных суждений используются в практике более 90 лет. Первые разработки ситуационных вопросов датируются 1873 годом и применялись в Патентном ведомстве США при отборе патентных поверенных. Вместе с тем считается, что первый тест SJT – под названием George Washington Social Intelligence Test – был разработан в 1926 году для измерения социального интеллекта. Он касался суждения о социальных контактах и требовал глубокого понимания мотивов поступков людей. В конце 1950-х – начале 1960-х SJT стал использоваться крупными организациями для отбора кандидатов с целью прогнозирования управленческого успеха.

SJT оценивает поведенческие тенденции человека и исходит из принципа поведенческой последовательности, который заключается в том, что характерные черты поведения и установки в различных ситуациях рассматриваются с точки зрения их связи с профессиональной успешностью в будущем.

Тесты ситуационных суждений разрабатываются для конкретной компании на основе конкретных компетенций. Для этого проводится анализ деятельности, который включает в себя сбор критических инцидентов с целью выделения характерных ситуаций и критериев успешного профессионального поведения. Вследствие этого содержательное наполнение теста максимально точно описывает реальную рабочую ситуацию сотрудника, а результаты тестирования носят высокий прогностический характер.

В США и Европе SJT активно применяется при найме на работу и является эффективным инструментом отбора кандидатов. Однако область применения SJT этим не ограничивается, она весьма обширна.

SJT может стать дополняющим методом при оценке компетенций, поскольку позволяет диагностировать текущий уровень развития компетенций и определить его соответствие требуемому уровню.

Кроме того, команда методологов BITOBE предлагает использовать SJT для выявления потребности в обучении. Результаты тестирования наглядно показывают, в каких областях профессиональной деятельности сотрудники имеют затруднения. На основе этого можно определить круг сотрудников, для которых целесообразны обучающие мероприятия, и сформировать контент программ обучения.

situational-judgement-test.png