Как наш мозг может помешать нам в развитии?

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие манипуляции способен проделывать с нами наш собственный мозг?

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие манипуляции способен проделывать с нами наш собственный мозг?

Иногда мы уверены в том, что точно помним событие, словно это было вчера. Но вдруг мы сталкиваемся с фактами, которые рушат нашу картину мира и вводят в недоумение.

Почему так происходит? Сбой в матрице? Или игры разума?

Все дело в когнитивных искажениях.

Когнитивные искажения – это привычные, часто неосознанные действия и мысли, на которые мы затрачиваем огромное количество времени и энергии.

Попадая в такие ловушки мышления, мы не достигаем желаемых результатов, а иногда и вовсе занимаемся тем, что не несет в себе особой ценности и смысла для нас самих.

«Это не про меня!» – подумаете вы, попав под влияние еще одного когнитивного искажения (слепого пятна искажений).

Дело в том, что ни один человек не застрахован от попадания в ту или иную ловушку мышления.

kak-nash-mozg-mozhet-pomeshat-nam-v-razvitii_1.png

Могут ли когнитивные искажения повлиять на обучение персонала?

Эффект Даннинга-Крюгера

Это когнитивное искажение заключается в неспособности человека адекватно оценить свою компетентность, знания и навыки. Эта ловушка может как помочь, так и помешать человеку в обучении.

Согласно эффекту Даннинга-Крюгера некомпетентные люди имеют завышенные представления о своей компетентности. «Я разбираюсь в этом лучше других», – заявляют они, не допуская сомнений в своей правоте и забывая о мудром высказывании Конфуция, которое гласит: «Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества».

Поэтому настоящие профессионалы, обладающие достаточно высоким уровнем компетентности, постоянно находятся в сомнениях и поиске новых решений. Это становится для них стимулом к развитию и обучению.

kak-nash-mozg-mozhet-pomeshat-nam-v-razvitii_2.png

Однако следует учитывать, что когнитивные искажения касаются не только обучаемых, но и преподавателей.

Эффект ореола

Случается, что представление преподавателя об обучающемся формируется на основании одной яркой черты, которая затмевает остальные. Из-за этого «ореола» ученики, которые сумели произвести удачное первое впечатление и хорошо зарекомендовали себя в выполнении определённых заданий, часто получают больше внимания и поощрений в процессе обучения. Так получаются «отличники по инерции». В дальнейшем им порой нелегко приходится на практике.

Для преодоления этого искажения преподавателю стоит приложить усилия, чтобы отделять конкретные результаты от предыдущих заслуг учащегося и его личных качеств.

kak-nash-mozg-mozhet-pomeshat-nam-v-razvitii_3.png

Проклятие знания

kak-nash-mozg-mozhet-pomeshat-nam-v-razvitii_4.png

Этот вид искажения заключается в том, что преподаватель оценивает сложность материала или задания с позиции своего опыта и каждое решение может показаться для него очевидным. Когда мы осваиваем новое знание, а затем доводим его до автоматизма, то забываем, насколько сложным и тернистым был путь к формированию этого навыка.

Для преодоления такого искажения преподавателю будет полезно мысленно вернуться к тем временам, когда он сам ещё только учился. Это позволит ему отстраниться от текущих знаний и умений.

В когнитивной науке насчитывается порядка 170 различных когнитивных искажений.

Универсального лекарства от ловушек сознания нет. Однако осознание существования когнитивных искажений и учитывание вероятности их проявления послужат первыми шагами на пути их профилактики, а также борьбы с ними.