Классический метод модерации «Мировое кафе»

В век инноваций и поиска нестандартных подходов к решению задач повышается значимость вовлечения большого количества участников в совместное обсуждение.

metod-moderacii-mirovoe-kafe.png

Авторами «Мирового кафе» считаются Дэвид Айзекс и Хуанита Браун. По одной из версий, этот метод модерации появился в 1995 году на встрече группы лидеров бизнеса и науки в Милл-Валли (штат Калифорния, США). Они собрались обсудить насущные вопросы в общем кругу на свежем воздухе. Но в планы вмешался дождь, и участникам пришлось переместиться в дом. В гостиной наспех разместили пару столов. Началась работа по генерации и обсуждению идей, участники периодически менялись столами для обмена информацией. Неформальный вариант обсуждения оказался намного плодотворнее. Как сказал один из участников модерации: «Мы получили много новой важной информацию из чего-то, на первый взгляд, очень простого».

Уникальность этого метода модерации – в совмещении групповой аналитической работы и отбора конструктивных решений с неформальной обстановкой кафе. Антураж кафе создается приятной музыкой, цветами на столиках, декором помещения и легкими закусками. Участники погружаются в атмосферу открытости, непринужденности и психологической безопасности. Общение происходит «на равных».

В «Мировом кафе» обычно участвуют сотрудники различных структурных подразделений, дочерних компаний, часто – географически распределенных. Количество участников практически не ограничено. Могут обсуждаться как «узкие» темы, так и стратегические вопросы (в таком случае может быть проведена серия встреч).

Этапы проведения модерации

1. Начало

Общение начинается со знакомства и согласования правил. Модератор формулирует тему обсуждения и список вопросов по ней. Тема мероприятия может быть вынесена в название кафе, например – «Кафе инноваций», «Кафе трансформаций».

Далее участники объединяются в мини-группы и рассаживаются за столики по 3-4 человека. У каждого столика должен быть свой хозяин. Его можно выбрать заранее или во время мероприятия. В ходе инструктажа участники знакомятся с подробным алгоритмом действий на этапах работы, каждый столик получает свой вопрос/проблемную зону для последующего обсуждения. Если хозяева столиков известны заранее, то их инструктаж можно провести до начала модерации.

2. Основная часть

Участники проводят несколько (от 3-4) раундов бесед по заданной тематике вопроса/проблемной области. Каждый раунд длится 10-30 минут и сопровождается переходом команд за другой столик по часовой стрелке. Хозяева столиков остаются на своих местах. Их задача – знакомить новых участников с результатами работы предыдущих групп и фиксировать дополнительные идеи.

Для большего погружения в атмосферу творчества работу групп можно провести в виде метафорической деловой игры. Для этого выбирается связующая идея/тема модерации, например – «Вселенная BITOBE». Сотрудники начинают путешествие по разным планетам вселенной, во время которого нужно решить несколько заданий. Они могут нарисовать компанию в виде космического корабля, описать все возможные курсы корабля и так далее. Таким образом, творчество повышает эффективность корпоративного взаимодействия сотрудников.

3. Завершение

Этот этап часто называют «сбором урожая». Участники возвращаются за свои столики, а хозяева столиков собирают идеи, структурируют их и наглядно представляют. Затем идеи всех столиков озвучиваются, обсуждаются и объединяются в общее видение. При этом одним из важных факторов является возможность прикладного применения принятых идей в деятельности компании.

Возможные способы визуализации результатов работы.

  • Графическое исполнение. Идеи групп изображаются в виде художественных образов, схем, диаграмм.
  • Создание «галереи идей». Во время перерыва проводятся экскурсии по «галерее наработанных идей», происходит «перекрестное опыление» мыслями друг друга.
  • Группировка идей. Все идеи записываются на листах с визуализацией связей между ними.
  • Создание «истории встречи» – документа, который структурно визуализирует результаты встречи и является основой для дальнейшего анализа информации.

metod-moderacii-mirovoe-kafe-1.png

Стоит особо отметить роль модератора и его существенный вклад в успех мероприятия. В тандеме с инициатором он определяет список участников модерации, определяет тему и перечень вопросов, участвует в выборе хозяев кафе и их инструктаже. Во время проведения мероприятия модератор даёт четкие подробные инструкции, вдохновляет и мотивирует участников на конструктивное обсуждение. В результате каждый из них не только высказывает свою точку зрения, но и слышит/ понимает точку зрения других. Так скрытые знания становятся явными.

Метод модерации «Мировое кафе» рекомендуется использовать для следующих целей:

  • сбор информации при большом количестве участников с разной специализацией, объединение нескольких точек зрения, поиск совместного решения по волнующему вопросу/проблемной области;
  • совместная разработка идей для новой стратегии (для команды топ-менеджеров), в том числе поиск и принятие новых, «прорывных» идей;
  • исследование причин затруднительной/проблемной ситуации;
  • сплочение команды, создание общего понятийного поля по заданной тематике/проблемной области, формирование позитивного опыта совместной работы.

Мы часто используем «Мировое кафе» в креативных сессиях топ-менеджеров по разработке новых продуктов и идей, а также в качестве инструмента для развития управленческих команд. Участники видят потенциал своих коллег и получают положительный опыт совместной работы.

Если у вас есть актуальные темы для совместной работы, и вы готовы проработать их в легкой неформальной обстановке кафе, свяжитесь с нами по email info@bitobe.ru или по тел. 8(812)677 50 88, и мы предоставим детальную информацию.