Самые распространенные мифы о развитии команд

samye-rasprostranennye-mify-o-razvitii-komand.png

Мифы о деятельности команд мешают компаниям достигать по-настоящему высоких результатов. Мы приводим лишь некоторые из этих мифов, получивших наибольшее распространение.

Миф 1. Члены любой эффективной команды имеют больше сходства, чем различий.

В действительности функционально и психологически однородные команды малоэффективны. Лидер формирует успешную команду только в том случае, если ориентируется не на сходство потенциальных кандидатов, а на их способность дополнять друг друга в различных областях – психологически, поведенчески, компетентностно.

Миф 2. Профессиональные команды должны обладать высокой социально-психологической сплоченностью.

В успешных командах хорошо умеют различать единство и единомыслие, согласие и соглашательство. Первое ценится, второму места нет. Сработанность команды вовсе не означает отсутствие конфликтов. Напротив, в команде профессионалов всегда есть место «потенциальному конфликту», который способствует развитию, потому что дает возможность каждому проявить себя – а в итоге прийти к полному взаимодействию и синергии.

Миф 3. Большие команды способны на большее.

Дж. Безос говорил о том, что оптимальны команды «на две пиццы». Вряд ли стоит говорить о точной цифре. В маленьких командах не всегда достаточно людей для решения важных задач. Но некоторые компании, стараясь привлечь как можно больше ресурсов для решения какой-либо важной задачи, тонут в совещаниях и согласованиях, теряя эффективность.

Миф 4. В команде должен быть только один лидер.

Команда – не стадо и не стая, хотя даже в волчьей стае лидирует не один вожак, а пара. В эффективных командах умеют уважать личную позицию, прислушиваться к разным мнениям, особенно если высказавший определенную точку зрения обладает серьезными знаниями и опытом по конкретному вопросу.

Миф 5. Инновации – удел гениев-одиночек.

Многие считают, чем больше гениев в команде, тем выше будет результат ее работы. Такой подбор чреват катастрофой. Стоит вспомнить хотя бы о «синдроме Аполлона», когда высококвалифицированные члены команды тонут в этих спорах, с воодушевлением проваливая проект. Увы, порой инновационные идеи гениев слишком экстравагантны и рискованны даже для самых смелых компаний.

Миф 6. Мужчины работают в команде лучше, чем женщины.

Сторонники этого мифа приводят в пример классические командные виды спорта, игнорируя тот факт, что любая гендерная монолитность серьезно сковывает коллектив. Как правило, мужчины становятся результативнее в присутствии женщин, а женщины рядом с мужчинами меньше вязнут в мелочах и непродуктивно конкурируют.

Миф 7. Команды предназначены только для повышения эффективности работы.

На самом деле командная работа делает людей счастливее. Принадлежность к команде дает ощущение безопасности и силы. Нейроменеджмент объясняет это действием окситоцина – гормона, стимулирующего доверие и привязанность. Окситоцин активно подавляет выработку другого гормона – кортизола, который называют гормоном стресса, и человек спокойнее реагирует на вызовы и быстрее возвращается в рабочее состояние. Так что командная работа полезна для психологического здоровья.

Миф 8. В эффективной команде должны быть только «звезды».

Жизнь «команды звезд» неспокойна и часто кратковременна. Борьба амбиций, войны за лидерство не способствуют достижению результатов. К тому же «звезды» обладают устойчивой склонностью «почивать на лаврах», выбиваясь из графика, ощущать свою незаменимость, снисходительно и небрежно общаясь с другими членами команды в качестве незаменимых. Правда, они умеют быстро мобилизироваться при виде тех, кто стремится достичь их уровня.

Миф 9. В эффективных командах постоянно общаются.

Эксперты отдела кибернетических и сетевых систем исследовательской лаборатории армии США, проанализировав результаты соревнований Collegiate Cyber Defense Competition, пришли к выводу, что отсутствие общения является признаком отличного взаимопонимания. Чем больше вопросов возникает в межличностном взаимодействии, в распределении функциональных ролей, тем чаще члены команд общаются. Чем больше времени уходит на разговоры, тем меньше его остается на работу по достижению результатов. Не зря же говорят о том, что в идеальных отношениях люди понимают друг друга даже не с полуслова, а с полувзгляда.

Конференция «Команда первых», организованная BITOBE и посвященная инструментам развития команд первого уровня, состоится 14 февраля 2020 года в Санкт-Петербурге. Участники конференции смогут обсудить самые распространенные мифы и их влияние на современную практику командообразования в компаниях, рассказать о кейсах преодоления предубеждений в отношении команд первого уровня и поделиться собственным опытом формирования и развития управленческой команды.