Как извлечь максимум пользы из чтения бизнес-книг

kak-izvlech-maksimum-polzy-iz-chteniya-biznes-knig.png

Станислав Логунов – опытный управленец, автор «Путь самурая 2.0» и «27 книг успешного руководителя», ведущий программы «Пути развития» на радио Mediametrics – поделился с участниками Интеллектуальной гостиной BITOBE «Истина где-то рядом» своим подходом к деловой литературе и рассказал слушателям о том, как извлечь максимальную пользу из прочитанного. Встреча прошла в формате обучающего вебинара, который приобрел особенную актуальность в свете пандемии. Аудитория поддерживала живую дискуссию в онлайн-режиме, и самые активные слушатели получат приятные подарки от Станислава – книги его авторства.


«Модель потребления, которая существовала до вируса, будет подвержена серьезному изменению. Поэтому сейчас, в режиме самоизоляции, самый удобный момент, чтобы вернуться к книгам»


Какую ценность дает нам сегодня чтение деловой литературы? Станислав отвечает на этот вопрос следующим образом:

  • Чтение эффективнее просмотра видеосеминаров и видеолекций. Объем полезной информации, которую вы получаете за единицу времени, в разы выше, чем при просмотре или прослушивании какого-либо контента, ведь читают люди быстрее, чем произносят.
  • Человек не может долго сохранять внимание. Время, в которое он способен усваивать информацию, примерно 20-25 минут. Но зато книгу можно читать избирательно, периодически откладывать и снова к ней возвращаться. Можно выбрать актуальную информацию и пропустить нерелевантную. В этом ключевое преимущество чтения.

«Если художественную литературу мы читаем, чтобы в обсуждениях прожить отрезок из жизни главного героя, то деловые книги помогают нам договориться о светлом будущем»


10 принципов эффективного чтения от Станислава Логунова

  1. Деловая книга создается ради пользы, а не для удовольствия. Если художественную книгу мы читаем, чтобы получить положительные эмоции, то бизнес-литературу мы читаем ради практических навыков.
  2. Чтение – это инвестиция времени. Время обходится нам значительно дороже, чем сама книга. Если отнестись к часам, отведенным на чтение деловой литературы, как к ресурсу, то можно объективно оценить пользу прочитанных книг. «Скорочтение – это проблема. Как только нужно выделить суть – приходится останавливаться. С увеличением скорости качество потребления падает».
  3. Нужно переходить от количественного чтения к качественному, когда полученные знания можно применить уже завтра. Станислав советует заранее определять, какую компетенцию нужно прокачать, а уже потом подходить к книжной полке.
  4. Важен порядок чтения: начинать предпочтительнее с базовой литературы, а потом переходить к более продвинутой. Выбор сложных для восприятия книг не принесет новых компетенций, хотя, возможно, и поднимет самооценку. Если вы возвращаетесь к прочитанному, чтобы вспомнить смысл предыдущих страниц или постоянно откладываете чтение книги, то она, вероятнее всего, не подходит вам. Станислав советует обратить внимание на градацию книг, описанную в его SILA Project, чтобы определить свой читательский уровень.
  5. Читать про запас бесполезно, уверен эксперт. Если книга куплена в расчете на некое применение в будущем, то на ожидаемый результат можно не рассчитывать. Применять прочитанное на практике необходимо сразу же, буквально – на следующий день, потому что знания имеют свойство «выветриваться».
  6. Книги нужно выбирать осторожно. Прежде всего – аккуратно обходиться с историями успеха, с мотивирующей литературой и с бизнес-романами. Пока читаете чужую историю успеха, можете не успеть написать свою. Если часто прибегаете к мотивирующей литературе, то стоит задаться вопросом, а почему, собственно, потребовались дополнительные стимулы. Кроме того, бизнес-литература грешит повторением одной и той же мысли в разном изложении.
  7. Обязательно делайте пометки и записи. Их можно оставлять в печатном и электронном форматах. Можно даже написать выжимку – эссе на тему самого главного в книге.
  8. Полезно обсудить прочитанное с коллегами, единомышленниками. Обсуждения очень эффективны в компаниях, потому что позволяют всем находиться в одном информационном поле и совместно применять новые правила или инструменты.
  9. Не стоит стремиться к тому, чтобы прочитать все на свете. Выбирать деловую литературу можно, руководствуясь рекомендациями экспертов, мнениями тех людей, которым доверяете и которые близки вам своим мироощущением и положением в бизнесе. Откажитесь от безликих summary.
  10. Не откладывайте книгу на потом, начинайте читать, как только появится такая возможность.

Станислав рекомендовал обратить внимание на издание «Как читать книги» Мортимера Адлера, вышедшее в свет еще в 1940-х годах. Самые яркие впечатления у него оставили книги Джеффри Лайкера «Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира» и Клауса Кобьелла «Мотивация в стиле экшн». По его словам, откладывая книгу в сторону, он не испытывает разочарования, потому что научился никогда не делать выводы заранее. Информация может стать зерном истины только тогда, когда она будет своевременна для вас, для бизнеса, для реальности, в которой этот бизнес существует.