Agile и продуктовый подход в реальном секторе экономики

Руководитель центра организационного развития ПАО «Газпром нефть» Елена Артюх рассказала в Интеллектуальной гостиной BITOBE «Истина где-то рядом» о том, как agile-методология и продуктовый подход меняют сегодня нефтяную отрасль. Модератором обучающего вебинара выступила бизнес-тренер Мария Шмидт.

Сложность бизнеса растет, число вызовов нарастает, и теперь, по словам Елены, поиск потенциала в повышении эффективности вышел за пределы отдельных подразделений.


«Мы стали искать эффективность не на уровне функций, а на их стыке»


Трансформировалось и понимание того, что можно считать продуктом. Прежде всего под продуктом понимают то, что позволяет принять эффективное решение. Например, продуктами являются «нужные люди в нужном месте вовремя» и «управление добычей на текущих мощностях».


«Продукт – совокупность процессов, ролей и цифровых инструментов, позволяющих принять решение и достичь измеримого бизнес-результата»


Agile-методология, направленная на сокращение сроков создания ценности для клиента (как внутреннего, так и внешнего), нашла отражение в характере работы продуктовой команды, которая:

  • действует в agile-ритме через «спринты» и «суперспринты», привязанные к ожидаемым результатам;
  • ориентирована на быструю подготовку MVP и его постоянное совершенствование;
  • включает специальные визуальные инструменты управления планом развития продукта и специальные сессии для фиксации прогресса команды («демо» и «питчи»).

Елена отмечает, что продуктовый подход в agile-идеологии оказался «довольно сложной историей для процессно-ориентированной нефтянки». Пришлось преодолевать то, что воспринималось уже как устоявшиеся нормы.


«Внутри [продуктовой команды] бумажек не должно быть»


Изменилось и отношение к внутренним клиентам: ценностный фокус корпоративной культуры сместился от стейкхолдеров к тем исполнителям, которые используют продукт на местах.


«Доработка продукта никогда не останавливается»


Даже с учетом принципа Парето, 20% продуктов – уже достаточно, чтобы существенно продвинуться в бизнес-эффективности. В «Газпром нефти»:

  • продукты сгруппировали в программы (4-5 в одной),
  • создали офисы управления продуктовыми программами, в которых решаются вопросы, связанные с ресурсами,
  • настроили роль продуктовых руководителей.

Следующий этап организационной трансформации в свете внедрения продуктового подхода, по словам Елены, связан с культурным слоем и другими аспектами нового продуктового мышления.