Модерации/Фасилитации

Модерация – совокупность техник и методов по организации взаимодействия в группе с целью принятия решений.
Преобразуем существующие ресурсы группы в согласованные решения!

napravleniya-deyatelnosti.png

Мы проектируем и проводим следующие виды сессий:

1. Стратегическая

Форма групповой работы, направленная на разработку стратегии компании и формирование согласованного плана мероприятий по ее реализации

2. Коммуникационная

Форма групповой работы по обмену опытом и лучшими практиками, по итогу которой формируется и каскадируется важная информация (например, стратегия)

3. Командообразующая

Выработка стратегии и тактики командной работы, правил взаимодействия команды

4. Стартовая/установочная

Форма групповой работы на этапе старта проекта с целью формирования у участников единого видения целей и задач проекта, а также образа результата

5. Форсайт

Форма групповой работы с целью активного прогнозирования будущего компании, в ходе которой происходит оценка возможностей и рисков появления тех или иных событий и их сопоставление с текущей деятельностью компании

6. Дизайн – сессия

Форма групповой работы с целью проектирования ключевых договоренностей/моделей внутри консалтинговых проектов

7. Генерация идей

Форма групповой работы (может быть организована в формате мозгового штурма) с целью формирования пула идей в соответствии с заданной тематикой/проблемной областью

8. Проблемно - ориентированная

Форма групповой работы, направленная на профилактику/решение конкретной проблемы группы и выработку способов самостоятельного преодоления проблемной ситуации

9. Антикризисная

Форма групповой работы управленческой команды по выработке механизма действий в ситуации риска/кризиса

10. Функциональная

Форма групповой работы сотрудников функциональных направлений для решения таких задач как каскадирование стратегии и пр.

Обучение, передача технологии и техник проведения модерации.

Разработка набора модератора

Набор модератора включает в себя брендированный чемодан, инструменты модератора, гайд и чек-лист.

Техники модерации

World café («Мировое кафе»)

«Мировое кафе» — техника модерации, которая совмещает процесс совместной аналитической работы с отбором конструктивных решений и располагающую к творчеству неформальную/лёгкую атмосферу кафе. В ходе групповой работы происходит:

  • раскрытие творческого потенциала участников,
  • обсуждение и обмен мнениями,
  • выработка новых идей/предложений.

Open space («Открытое пространство»)

«Открытое пространство» — техника проведения конференций и встреч по гибкому самоорганизующемуся распорядку. Основные принципы данной техники сформировал американский консультант по организационному развитию, социолог и антрополог Х. Оуэн в 1986 г. В ходе групповой работы происходит:

  • раскрытие творческого потенциала участников,
  • обсуждение и обмен мнениями,
  • выработка новых идей/предложений.

Workshop («Мастерская»)

«Мастерская» — это короткий интенсивный обучающий курс из одного или нескольких занятий, в процессе которого акцент делается на взаимодействии и активном обмене информацией между участниками. В ходе групповой работы происходит:

  • активизация творческого потенциала участников,
  • актуализация имеющихся и передача новых знаний,
  • освоение и развитие навыков.

Мозговой штурм

Мозговой штурм (мозговая атака; от англ. brainstorming) — метод формирования и отбора новых идей по решению узкой проблемы/задачи с использованием формата скоростной работы. Проблема понимается как некоторое действие, которое предстоит выполнить на пути к достижению цели; «узкое место», которое предстоит расширить. В результате групповой работы происходит:

  • выработка широкого спектра идей,
  • отбор наиболее конструктивных идей для дальнейшей проработки,
  • развитие навыков концентрации и быстрого поиска решений.

Инструменты модерации

Метод «горячего стула»

Все участники рассаживаются по внешнему кругу, во внутреннем круге ставят 4–5 стульев. Это места для тех участников, которые начнут беседу. Причём один стул остаётся свободным — это и есть так называемый «горячий стул». Разговор связан с решением той или иной проблемы. Высказываться могут только участники внутреннего круга. Если кто-то из внешнего круга захочет включиться в разговор, он переходит из внешнего круга во внутренний и занимает «горячий стул». В этот момент один из участников разговора должен покинуть внутренний круг и перейти во внешний, тем самым освободив своё место, которое превращается в новый «горячий стул». Поводом для такого перехода может служить передача участия в разговоре другому, усталость от общения, отсутствие аргументов.

Диалог идей

Участники составляют перечень идей на согласованную или заданную тему, записывают их на листе бумаги (3–4 минуты). Затем формируются подгруппы из 2–4 человек, которые должны заимствовать («своровать») идеи у других: лучшие идеи должны оказаться на листе у «воров». На «кражу» даётся 5–25 минут. 


Затем создаются новые подгруппы и задание повторяют (всего 2–5 итераций). Затем подгруппы делают презентацию (15 минут) нескольких лучших идей (от 3 до 5) из своих и «заимствованных». Самые лучшие идеи попадают на выставку идей и рассматриваются.

Дерево выращивания идей

Данная техника направлена на составление группового плана действий и формирование готовности реализовывать изменения. Сначала проводится мозговой штурм (3–5 минут). Участники выдвигают идеи по поводу того, что должно быть сделано в компании. Затем участники объединяются в малые группы, каждая из которых выбирает из общего списка по 5 идей и записывает их на отдельных листах. После этого предложения прикрепляют к «дереву идей» (на доске или стене). Группа зачитывает их, но не критикует. Сходные предложения объединяют, чтобы они не дублировались.

Потом малые группы приступают к сбору «плодов дерева» (10 минут): они «срывают» три лучших предложения с «дерева», при этом из собственных идей они могут выбрать только одну. Отобранные идеи переносятся на флипчарт во «временной отрезок», на котором происходит планирование (15–20 минут). Группа работает над тем, чтобы «временной отрезок» с отобранными идеями превратился в полноценный график действий.

Инструменты визуализации

Mind Mapping

Mind Mapping (создание мыслительной карты, ассоциативной карты или диаграммы связей) — это техника структуризации концепций, которые связаны с ключевой идеей и исходят из нее в виде диаграммы.

Основная тема, идея или проблема располагается в центре. От неё (как правило, радиально) расходятся ключевые категории, ступени, ассоциации. На следующем уровне начинают формироваться идеи или решения. Количество уровней ограничивается здравым смыслом и пространством флипчарта, оптимально – от 3 до 5. Перед началом процесса необходимо сформулировать проблему в виде открытых вопросов, например: «Какие шаги нужно предпринять, чтобы завершить проект?». После завершения мозгового штурма можно определить степень важности каждой из ветвей мыслительной карты и, если необходимо, зафиксировать диаграмму линейно (от главного к наименее важному).

Дорожная карта

Дорожная карта позволяет визуализировать предстоящий путь к намеченной цели. Существует несколько вариантов её построения, но наиболее эргономичен в условиях сессий вариант с использованием стикеров. Модератор даёт участникам задание прописать на стикерах шаги, которые необходимо сделать для достижения цели. Группа набрасывает список мероприятий и действий, а затем все участники «выкладывают» стикеры в определённой логической последовательности на условной карте.

В ходе совместной работы над картой действия и их последовательность согласовывают, уточняют, дополняют. Затем на график-матрицу «Функции – период» накладывают задачи и мероприятия.

Диаграмма Исикавы

Диаграмма Исикавы или «рыбий скелет» позволяет изучить причинно-следственные связи и «вскрыть» проблему, разложив её на составные части. Своему названию инструмент обязан японскому профессору Каору Исикаве.

На листе бумаге изображается треугольник («рыбья голова»), в нём записывается главная проблема. От основания треугольника проводят линию — «хребет рыбы», от которой идут косые линии, то есть «рёбра» — причины и следствия главной проблемы. Участники называют модератору причины и следствия проблемы, и он наносит их на «хребет».

Пользометр

Пользометр — это техника сбора обратной связи. Она позволяет определить, как участники оценивают уровень пользы от реализации какого-либо предложения, инициативы или проекта. В данной технике визуализации применяется специальный плакат для фиксации идей, разработанный специалистами BITOBE. Плакат содержит 3 шкалы. На них участники отмечают «полезность» идеи для них как для сотрудников, для их направления и для компании в целом.