Модерации/Фасилитации

Это профессиональное ведение коллективных коммуникативных мероприятий.

Сессия – это форма групповой работы, используемая в деятельности команд топ-менеджеров и инициируемая первым лицом или лидером команды.

Сессия бывает:

Стратегическая

Форма групповой работы руководителей функциональных направлений с целью выработки стратегии и др.

Коммуникационная

Форма групповой работы по обмену опытом и лучшими практиками, направленной на формирование и каскадирование общего видения и взаимодействие

Командообразующая

Выработка стратегий командной работы

Проблемно-ориентированная

Направленная на решение конкретной проблемы группы и на выработку способов самостоятельного преодоления проблемных ситуаций

Стартовая

Форма групповой работы управленческой команды на этапе старта проекта, проводится с целью выверенного и обеспеченного всеми ресурсами запуска

Антикризисная

Групповая работа управленческой команды по выработке механизма действий в ситуации риска

Менеджерская

Форма групповой работы руководителей подразделений, отделов, департаментов, направленная на проработку внутренних задач/проблем с целью трансляции принятых решений и выработки мероприятий по их реализации

Функциональная

Форма групповой работы руководителей функциональных направлений с целью каскадирования стратегии и др.

Форсайт – это технология, позволяющая с помощью экспертов создать сценарное прогнозирование развития, учитывающая существующие тенденции и окружение организации.

Основа форсайта

Это совместная работа экспертов и участников на карте времени. В рамках форсайта происходит активное прогнозирование будущего, когда участники и эксперты:

  • Оценивают возможности и риски появления тех или иных событий
  • Сопоставляют их со своей текущей деятельностью
  • Намечают проекты и события, которые позволят уменьшить нежелательные риски и увеличить возможность появления благоприятных событий, и усиления положительных трендов.

Технология форсайт

Проактивная методика прогнозирования развития в организации по отношению к будущим событиям.

Обучение, передача технологии и техник проведения модерации.

Разработка набора модератора

Набор модератора включает в себя: брендированный чемодан, инструменты модератора, гайди чек-лист

Техники модерации

World Café

«Мировое кафе» — это метод проведения коллективных интерактивных мероприятий (в основном сессий), совмещающий процесс совместной аналитической работы и отбора конструктивных решений с неформальной и лёгкой атмосферой кафе, располагающей к общению и творчеству.

  • Раскрытие творческого потенциала участников
  • Обмен мнениями и обсуждение
  • Выработка новых идей, предложений, проектов

Open Space

«Открытое пространство» — это методика проведения конференций и встреч по гибкому самоорганизующемуся распорядку. Основные принципы этого метода были сформулированы американским консультантом по организационному развитию, социологом и антропологом Х. Оуэном в 1986 году.

  • Раскрытие творческого потенциала участников
  • Обмен мнениями и обсуждение
  • Выработка новых идей, предложений, проектов

Workshop

Мастерская (воркшоп) — это короткий интенсивный обучающий курс из одного или нескольких занятий, в процессе которого акцент делается на взаимодействии и активном обмене информацией между участниками.

  • Активизация разностороннего творческого потенциала участников
  • Актуализация имеющихся и передача новых знаний
  • Освоение и развитие навыков.

Мозговой штурм

Мозговой штурм (мозговая атака; от англ. brainstorming) — метод формирования и отбора новых идей по решению узкой проблемы/задачи, использующий формат регулируемой скоростной работы. Проблема нами понимается как некоторое действие, которое предстоит выполнить на пути к достижению цели; «узкое место», которое предстоит расшить.

  • Выработка широкого спектра идей;
  • Отбор наиболее конструктивных идей для дальнейшей проработки
  • развитие навыков концентрации и быстрого поиска решений

Метод «горячего стула»

Все участники рассаживаются по внешнему кругу, во внутреннем круге ставят 4—5 стульев. Это места для тех участников, которые начнут беседу. Причём один стул остаётся свободным — это и есть так называемый «горячий стул». Разговор связан с решением той или иной проблемы; высказываться могут только участники внутреннего круга. Если кто-то из внешнего круга захочет включиться в разговор, он переходит из внешнего круга во внутренний и занимает «горячий стул». В этот момент один из участников разговора должен покинуть внутренний круг и перейти во внешний, тем самым освободив своё место, которое превращается в новый «горячий стул». Поводом для такого перехода может служить передача участия в разговоре другому, усталость от общения, отсутствие аргументов.

Инструменты модерации

Метод «горячего стула»

Данная техника направлена на составление плана действий для груп-пы и формирование готовности реализовывать изменения. Сначала проводится мозговой штурм (3–5 минут), в ходе которого участники выдвигают идеи по поводу того, что должно быть сделано в компа-нии. Затем группа разбивается на малые группы, и каждая выбирает 5 лучших идей из всех, записывая их на отдельных листах. После этого предложения прикрепляют к «дереву идей» (на доске или стене), груп-па зачитывает их, но не критикует. Сходные предложения объединяют, чтобы они не дублировались.

Диалог идей

Участники составляют перечень идей на согласованную или заданную тему, записывая их на листе бумаги (3—4 минуты). Затем формируются подгруппы из 2–4 человек, которые должны заимствовать («своровать») идеи у других: лучшие идеи должны оказаться на листе у «воров» (на «кражу» даётся 5—25 минут).

Затем создаются новые подгруппы и задание повторяют. Далее это повторяют 2—5 раз. Затем подгруппы делают презентацию нескольких лучших идей (рекомендуемое количество — 3—5) из своих и «заимствованных» (15 минут). Самые лучшие идеи попадают на выставку идей. На выставке идеи рассматриваются

Дерево выращивания идей

Данная техника направлена на составление плана действий для группы и формирование готовности реализовывать изменения. Сначала проводится мозговой штурм (3–5 минут), в ходе которого участники выдвигают идеи по поводу того, что должно быть сделано в компании. Затем группа разбивается на малые группы, и каждая выбирает 5 идей из всех, записывая их на отдельных листах. После этого предложения прикрепляют к «дереву идей» (на доске или стене), группа зачитывает их, но не критикует. Сходные предложения объединяют, чтобы они не дублировались.

Потом малые группы приступают к сбору «плодов дерева» (10 минут): они «срывают» три лучших предложения с «дерева», при этом из собственных идей они могут выбрать только одну. Отобранные идеи переносятся на флипчарт во «временной отрезок». происходит планирование (15—20 минут): группа работает над тем, чтобы «временной отрезок» с отобранными идеями превратился в полноценный график действий.

Инструменты модерации

Mind Mapping

Mind Mapping (создание мыслительной карты, ассоциативной карты, или диаграммы связей) — это техника структуризации концепций, которые связаны с ключевой идеей и исходят из нее, в виде диаграммы.

Основная тема, идея или проблема располагается в центре. От неё — как правило, радиально — расходятся ключевые категории, ступени, ассоциации. На следующем уровне начинают формироваться идеи или решения. Количество уровней ограничивается здравым смыслом и пространством флипчарта, оптимальное – от 3 до 5. Перед началом сформулируйте проблему в виде открытых вопросов, например: «Какие шаги нужно предпринять, чтобы завершить проект?». После завершения мозгового штурма предложите определить степень важности каждой из ветвей мыслительной карты и, если необходимо, зафиксируйте диаграмму линейно (от главного к наименее важному).

Дорожная карта

Дорожная карта позволяет визуализировать предстоящий путь к намеченной цели. Существует несколько вариантов построения «дорожной карты», но наиболее эргономичен в условиях сессий вариант с использованием стикеров. Модератор даёт участникам задание прописать на стикерах шаги, которые необходимо сделать для достижения цели. Группа набрасывает список мероприятий и действий, а затем все участники «выкладывают» стикеры в определённой логической последовательности на условной карте.

В ходе совместной работы над картой действия и их последовательность согласовывают, уточняют, дополняют. Затем на график-матрицу «Функции — период» накладывают задачи и мероприятия.

Диаграмма Исикавы

Диаграмма Исикавы или «рыбий скелет» позволяет изучить причинно-следственные связи и «вскрыть» проблему, разложив её на составные части. Своему названию инструмент обязан японскому профессору Каору Исикаве.

На листе бумаге изображается треугольник («рыбья голова»), в нём записывается главная проблема. От основания треугольника проводят линию — «хребет рыбы», — от которой идут косые линии, то есть «рёбра» — причины и следствия главной проблемы. Участники называют модератору причины и следствия проблемы, и он наносит их на «хребет»

Пользометр

Пользометр — это техника сбора обратной связи, которая позволяет определить, как участники оценивают уровень пользы, которую принесёт реализация какого-либо предложения, инициативы или проекта. В данной технике визуализации применяется специальный плакат для фиксации идей, разработанный специалистами BI TO BE. Плакат содержит 3 шкалы, на которых участники отмечают «полезность» идеи для них как для сотрудников, для их направления и для компании в целом